dkphoto (dkphoto) wrote in zaimka,
dkphoto
dkphoto
zaimka

Categories:

Из истории строительства Великого Сибирского пути: КВЖД, Уссурийская и Амурская железные дороги


Транссиб не зря называли Великим Сибирским путем: масштабы магистрали потрясали, а темпы строительства вызывали удивление. Призванная соединить запад Российской империи с удаленными восточными окраинами, она была сооружена в 1891–1916 годах. Вместе с тем исторически к ней относится и Трансманьчжурская магистраль, или Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), соединившая с Читой Владивосток и Порт-Артур. Строительство ее началось в 1898 году, и уже через пять лет она прорезала малозаселенную Маньчжурию на протяжении более двух с половиной тысяч километров.
По оценке современников, КВЖД дала российской политике непосильный размах, вылившийся в авантюру, а Северному Китаю – новую жизнь и мощный толчок экономическому развитию. В конце XIX столетия Северная Маньчжурия представляла собою почти полупустыню, по которой бродили кочевники со своими стадами и лишь редкими пятнами выделялись земледельческие районы. После строительства дороги регион стал немедленно заселяться. К 1907 году население Хейлунцзянской провинции достигло 2,5 млн человек. Только в упомянутом году там появились 200 тыс. новых поселенцев – в 15 раз больше, чем за тот же период в Приамурском крае. К 1913 году в Северной Маньчжурии обрабатывалось уже свыше трех с половиной миллионов десятин земель, а годовой сбор зерна достиг 300 млн пудов. Китайский хлеб стал успешно конкурировать с амурским, вызвав упадок русского земледелия в Приамурье.
Постройка КВЖД оказалась убыточным для России предприятием, причем дело не упирается в одну только экономику. Обширные российские инвестиции в Северную Маньчжурию неизбежно пагубно сказались на развитии собственного Дальнего Востока. Поражение в войне с Японией 1904–1905 годов, как ни парадоксально, хоть и имело скверные последствия для империи в целом, для восточной окраины державы оказалось благотворным, так как она наконец-то получила необходимые ресурсы, ранее высасываемые дорогостоящими проектами в Маньчжурии вроде Порт-Артура.

...всего 32 снимка с комментариями (для перехода надо кликнуть по фотографии).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments